16 Декабря 2019
Развитие эффективной транспортно-логистической системы в Арктике Арктика всегда была и остается регионом особых интересов России. Здесь сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности: военные, экономические, ресурсные, экологические, транспортные.

5 лет назад Президент Российской Федерации поручил Минобороны России обеспечить постоянное военное присутствие в Арктике, утвердив Стратегию развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.

Сегодня на обширной территории: от Кольского полуострова до Чукотки небывалыми темпами ведется строительство военной и социальной инфраструктуры. На долю Минобороны России приходится более трети государственных заказов в Арктике.

Для выполнения боевых задач и обеспечения повседневной жизнедеятельности воинских частей и подразделений, дислоцирующихся в удаленных, труднодоступных районах Арктики, требуется гарантированная система обеспечения вооружением, военной техникой, материальными средствами, включая продовольствие, вещевое
и медицинское имущество, горюче-смазочные материалы и многое другое.

Компания «Оборонлогистика» работает в структуре Военно-строительного комплекса Минобороны России с 2015 года. За этот период компания выросла в крупную логистическую группу и наращивает объем своей деятельности на рынке грузовых перевозок в сегментах морского, воздушного и наземного транспорта, а также складской логистики.

Соответствующим распоряжением Правительства Российской Федерации ООО «Оборонлогистика» определено в качестве единственного исполнителя работ и услуг по доставке воинских грузов в Арктическую зону РФ. С 2018 года компания участвует в обеспечении Северного завоза. У компании уже есть большой опыт работы за Полярным кругом, и мы попросили Заместителя Генерального директора компании по логистике А.А. Кривоносова рассказать нам о своем видении оптимизации логистических процессов в Арктике.

- Когда сложилась существующая концепция транспортного обеспечения в Арктике и на Дальнем Востоке?

В целях совершенствования системы транспортного обеспечения Минобороны России в Арктике и на Дальнем Востоке Президентом Российской Федерации в 2017 г. было поручено определить единого транспортно-логистического оператора с единой тарифной политикой для военного ведомства.

Во исполнение поручения Президента России Министром обороны Российской Федерации была утверждена Концепция транспортного обеспечения в Арктике и на Дальнем Востоке.

Целями Концепции стали – построение единой надежной транспортно-логистической системы, решающей задачи в интересах Минобороны России в Арктической зоне Российской Федерации и Дальневосточном регионе, повышение эффективности транспортного обеспечения на Северном морском пути, а также снижение стоимости перевозок за счет оптимизации транспортных маршрутов и консолидации грузов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации единым поставщиком транспортных услуг для Минобороны России по доставке войск и грузов в Арктическую зону и Дальневосточный регион Российской Федерации была определена компания «Оборонлогистика». Начиная с 2018 года, деятельность нашей компании можно считать успешным примером реализации транспортно-логистического обеспечения и управления перевозками в интересах Минобороны России в Арктике.

- Сейчас уже можно делать какие-то выводы, сравнивая Вашу работу в Арктике в 2018 и в 2019 году?

- Да, безусловно. По сравнению с прошлым годом, объем доставленных нами грузов в Арктику увеличился в четыре раза.

В 2018 году «Оборонлогистика» доставила в пункты Арктики чуть более 11 000 тонн грузов. В навигацию текущего года суда под управлением «Оборонлогистики» выполнили 13 рейсов в пункты Арктики и перевезли более 40 000 тонн различных воинских грузов, вооружения и военной техники, а также грузов Военно-строительного комплекса Минобороны России, включая аэродромные плиты, строительные материалы для возведения модульного жилья, оборудование для школы.

В обратном направлении в рамках программы по очистке Арктики нами был обеспечен вывоз на материк 3500 тонн металлолома и устаревшей техники.
Таким образом, объем перевозок в Арктике в интересах военного ведомства ежегодно растет.

- С какими сложностями приходится сталкиваться и что на Ваш взгляд необходимо модернизировать или улучшить в системе арктических перевозок?

Принимая во внимание ограниченные возможности ледокольного флота, завоз вооружения, военной техники и материальных средств в Арктическую островную зону осуществляется исключительно в период с июня по октябрь.

Основными портами погрузки при организации доставки грузов в пункты Арктики для нас являются Мурманск, Архангельск, Владивосток, Ванино, Петропавловск-Камчатский. В настоящее время имеющихся мощностей этих портов достаточно для обеспечения потребностей воинских грузоотправителей, а их инфраструктура позволяет обрабатывать практически любые суда, задействованные в Арктическом завозе.

Однако почти во всех арктических пунктах выгрузки, куда доставляются воинские грузы, портовая инфраструктура отсутствует. Это не позволяет использовать традиционные средства и способы выгрузки. Погрузочно-разгрузочные работы производятся на необорудованный берег с использованием рейдовых плавсредств, что вместе с неблагоприятными погодными условиями увеличивает время обработки судов.

В связи с этим ко всем привлекаемым для перевозок в Арктике в интересах Минобороны России судам предъявляются дополнительные требования: повышенный ледовый класс судна, наличие судовых кранов грузоподъемностью не менее 40-60 т,  наличие больших полезных площадей грузовых помещений и палубы в связи с необходимостью дополнительного размещения на судах бортовой техники (самоходных барж, тракторов, волокуш, автокранов и грузовых автомобилей) для выполнения подготовительных работ на берегу и обеспечения доставки перевозимых грузов от уреза воды до получателей. Исходя из практического опыта перевозок необходима также возможность подключения не менее 40 рефрижераторных контейнеров для доставки скоропортящегося продовольствия, свежих овощей и фруктов.

- У вас есть какие-либо готовые решения, которые могли бы способствовать совершенствованию логистических процессов в Арктике?

Основной принцип работы нашей компании – оказание услуг от «двери до двери», начиная с подачи контейнера в воинскую часть, организации его затарки, вывоза в порт, накопления и формирования судовой партии, погрузки на судно, непосредственно морской перевозки, рейдовой выгрузки на необорудованный берег, доставки от уреза воды до конечного получателя, организации растарки контейнера и заканчивая возвратом его на судно.

Все транспортно-логистические операции координируются созданным «Оборонлогистикой» Ситуационно-логистическим центром (СЛЦ), использующим в работе уникальное программное обеспечение, имеющее огромный потенциал. В режиме реального времени отслеживается информация о погоде, ледовой обстановке, движении транспортных средств и осуществляется контроль на каждом этапе перевозки. Система обрабатывает не только морские перевозки, но и мультимодальные, и рассчитана на работу со всеми видами транспортных средств. В работе СЛЦ также предусмотрена возможность предоставления услуг личного кабинета заказчика.

Ситуационно-логистический центр помогает оперативно принимать управленческие решения на основе полученной информации. Позволяет решать задачи по планированию загрузки транспортных средств и накоплению грузов, обеспечивает контроль за эффективным использованием транспортных средств, прогнозирует риски и варианты их предупреждения, ведет учет и контроль оборота собственного контейнерного парка.

Создание автоматизированной логистической информационной системы управления в Арктике решает вопросы, в первую очередь, в интересах Минобороны России, но, в то же время, может работать и в интересах других операторов в Арктике.

Однако, отдельно существующий Ситуационно-логистический центр с учетом закупки дорогостоящих сервисов представляется убыточным. Полагаем, что совместное использование данной системы с другими судоходными компаниями и логистическими операторами позволило бы снизить расходы на его содержание и повысило бы качество услуг, предоставляемых всеми операторами логистического процесса.

- Помимо выполнения Северного завоза, какие еще направления работы у вашей компании?

Компания «Оборонлогистика» в настоящее время выполняет функции гарантирующего поставщика транспортных услуг и успешно решает задачи в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации не только в Арктике и на Дальнем Востоке, но и на Балтике, в Черном и Средиземном морях.

Одновременно руководством компании решаются задачи по диверсификации деятельности за счет эффективной работы на гражданском рынке транспортно-логистических услуг. Наряду с государственными заказами мы осуществляем коммерческие перевозки, при этом, география выполнения перевозок коммерческих грузов не ограничена.

Мы работаем с грузами различной номенклатуры, включая опасные и негабаритные, используя все виды транспорта.  «Оборонлогистика» обладает собственным флотом, состоящим из восьми судов различного класса, и имеет в собственности и оперативном управлении терминалы, контейнерные площадки, склады временного хранения, складские помещения для накопления и хранения различных грузов.

В качестве положительного примера выполнения перевозок не в рамках Северного завоза, но с использованием Северного морского пути (СМП) как транзитного маршрута можем привести коммерческий рейс теплохода «Спарта III», входящего в состав флота «Оборонлогистики», по перевозке проектного груза из Китая в Европу. Прохождение маршрута по СМП позволило значительно сократить время перевозки и снизило ее себестоимость.

- Какими Вы видите ближайшие планы и задачи?

Сегодня «Оборонлогистика» обеспечила присутствие в Арктике и готова для долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества по привлечению флота наших партнеров.

За счет реализации функций единственного поставщика транспортных услуг (единого логистического оператора), «Оборонлогистике» удалось решить задачу по совмещению на одних судах грузов, доставляемых в интересах различных военных заказчиков и гражданских организаций, реализующих инфраструктурные проекты в Арктике. Консолидация грузов различных заказчиков обеспечила существенное сокращение расходов бюджетных средств.

Ближайшей приоритетной задачей для «Оборонлогистики» является обеспечение транспортных потребностей Минобороны России по доставке войск и грузов. Развитие эффективной транспортно-логистической системы в Арктике – один из ключевых векторов направления деятельности компании.